Для чего мы следуем моде

Ответ на этот вопрос далеко не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Вернее, ответ лежит достаточно глубоко, и если проанализировать такое понятное, и, казалось бы, простое желание человека – быть модным – можно найти не только эстетические и эмоциональные причины, но и биологические, социальные и даже философские. Так что не стоит разражаться сарказмом, когда жена с азартом бежит на шопинг или, когда муж приносит третий за месяц не слишком нужный гаджет. Все эти действия имеют глубоко научную основу.
Во-первых, в биологической природе человека есть стремление – подражать себе подобным. «Человек есть животное общественное», как писал Аристотель, а если человек хочет быть частью общества, он должен «вписываться» в его законы. 
Подражание иногда проявляется в точном копировании – действий, манер, внешнего вида и т.п., а иногда – в более свободной трактовке, но все равно существует некий ориентир, идеальный образ, соответствовать которому мы стремимся. Всем нам отлично знакомы примеры из детства: «хочу фломастеры как у Маши» или «компьютер как у Антона». С возрастом, мы начинаем более творчески подходить к процессу подражания, но все равно в той или иной степени следуем общественным трендам.
Однако, тренды, сами по себе, тоже бывают разные. Помимо «массовой культуры», наиболее широко пропагандируемой в СМИ, существует большое количество альтернативных течений – хиппи, готы, эмо, байкеры, религиозные группы и множество других. Они не следуют общепринятым тенденциям, но в каждой из этих субкультур – свое подражание, наследование и тренды. 
Мы подходим ко второму побудительному моменту следовать моде, а именно, потребности человека в принадлежности к какой-либо социальной группе. Причем размер группы далеко не всегда имеет значение. Гораздо важнее общие убеждения, общее мировоззрение, что в результате дает общность в моде и стиле. Эту потребность оригинально обосновал и раскрыл Вадим Зеланд в своей книге «Трансерфинг реальности». С его точки зрения, такая потребность, с одной стороны, позволяет управлять массами (о чем также стоит задуматься, хотя в нашей статье речь идет не об этом), а с другой – принадлежность к группе дает человеку чувство социальной защищенности и значимости.
Третью группу причин, по которым мы следуем модным трендам, я бы охарактеризовала общим определением – «эмоциональные». Сюда включается множество факторов, среди которых, желание выглядеть красивым, успешным, привлекательным для противоположного пола, технологически, культурно и информационно продвинутым. Помимо этого, в одежде, окружающих нас предметах и в своем стиле жизни мы стремимся выразить себя, свой творческий подход, свое настроение. 
Среди эмоциональных факторов важное место занимает обратная реакция – восприятие человека обществом. К какой бы социальной группе мы не принадлежали, нам важно быть принятыми и одобренными этой группой. Быть «своим среди своих» – одна из наиболее важных человеческих потребностей. 
Именно поэтому нам так важно слышать комплименты и похвалу, иметь возможность поделиться своими взглядами и встретить понимание, обсудить книги, концерты, технические новинки с людьми со схожей сферой интересов. 
Понятия моды, стиля, трендов распространяются на все сферы жизни. Но, несмотря на то, что «мода» переводится с латинского как «способ», «правило», «предписание», ее не стоит воспринимать как догму. Мода, скорее, очерчивает перед нами возможности выбора, направления пути. А то, куда именно мы идем, и каким именно будет наш путь, решаем только мы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *